#Story@operafemale
#Архипова #Mezzo #СССР #Россия #USSR #Russia
Ирина Константиновна Архипова (2 января 1925, Москва — 11 февраля 2010, там же) — советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель.
Герой Социалистического Труда (1984). Народная артистка СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).
Ирина Ветошкина родилась 2 января 1925 года в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу.
Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.
Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Московский архитектурный институт, находившийся там в эвакуации. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.
Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.
После окончания учебы Архипова попала по распределению в архитектурную мастерскую , занимавшуюся московскими проектами. Здесь Ирина работала над конструированием жилых домов на Ярославском шоссе, а позже по ее проекту был построен Московский финансовый институт. Но и любимое занятие Ирина забросить тоже не могла.
Работая архитектором, она поступила на вечернее отделение Московской консерватории имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1951 году состоялся дебют певицы на радио. А через год она перевелась на дневное отделение консерватории, где прошел последний год ее учебы. Для этого пришлось взять долгосрочный отпуск за свой счет. Но к прежней работе Архипова все равно уже не вернулась. В 1953 году Она поступила в аспирантуру.
Окончив учебу в консерватории, Архипова пыталась пройти прослушивание в Большом театре, но все попытки были неудачными. В 1954 году Ирина уехала в Свердловск и, отработав год в театре оперы, подала заявку на участие в международном конкурсе вокала. Тогда к Архиповой и пришла удача, она выиграла конкурс и после него стала давать концерты в городах России.
В 1956 году Ирина попала с гастрольным выступлением в Ленинград на сцену Малого театра. После этого поступило предложение остаться в Ленинграде. Но неожиданно Архипову перевели в Москву приказом Министерства культуры. И с первого марта 1956 Ирина Константиновна начала свою работу в Большом театре. Первое выступление – партия Кармен совместно с болгарским певцом Любомиром Бодуровым.
В том же году, когда Архипову взяли в Большой театр, она спела партии Амнерис («Аида»), Элен («Война и мир»), Мэг («Фальстаф»). А в 1958 последовала очень сложная партия в постановке чешского композитора Л. Яначека. После этого певица начала гастроли по странам Европы.
Самым важным выступлением стал вечер русских романсов в Риме, после которого был подписан договор о стажировке в Италии первых русских вокалистов. Популярность певицы росла, росло количество стран и городов, где она выступала. Архипову называли царицей русской оперы и лучшей в мире Кармен.
За время активной учебы и творческих занятий Ирина Константиновна не забывала и личной жизни. Она вышла замуж за однокурсника Евгения Архипова и в 1947 году родила от него сына Андрея. С первым мужем певица быстро развелась, но до конца жизни оставила его фамилию. Под ней она и стала знаменитой.
Вторым мужем Архиповой стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились в Италии во время ее стажировки в «Ла Скала». Но и этот брак был неудачным и вскоре распался. Познакомившись в 1966 году с третьим мужем, Ирина не расставалась с ним до самой смерти. Молодой певец Владислав Пьявко был на шестнадцать лет моложе своей супруги.
С 1955 года гастролировала за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Великобритания, Болгария, США, Япония, Франция, Аргентина, Канада). Выступала на сценах ведущих театров мира: «Ла Скала» (Милан), Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Метрополитен-опера (партия няни Филиппьевны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского) и Карнеги-холл (Нью-Йорк), театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Гарнье (Париж, 1975, партия Нурис в опере «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка), Опера Сан-Франциско, театр «Комунале» (Болонья), античный амфитеатр в Оранже, театр Ирода Аттика (Афины) и других.
В 1966 году была приглашена в жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение», с 1968 — Всесоюзного (с 1993 — Международного) конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Г. Алиева и министра культуры Азербайджана П. Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
С 1974 по 2003 год преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1984 года — профессор). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.
С 1986 года — председатель правления Всесоюзного музыкального общества (с 1990 — Международный союз музыкальных деятелей). С 1993 года — председатель Фонда Ирины Архиповой, который занимается поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов. Являлась президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан», членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу им. С. Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Ирина Константиновна Архипова - уникальное явление на мировой оперной сцене. Она - Народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии России (1997) за просветительство, премии и медали имени С.В. Рахманинова, премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России (2000), Российской премии «Каста-Дива» «За благородное служение опере» (1999), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (2000). Награждена тремя орденами Ленина (1972, 1976, 1985), орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2000), орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (2000), орденом Республики (Молдова, 2000), орденскими знаками «Крест Святого Михаила Тверского» (2000), «За милосердие и благотворительность» (2000), «За заслуги перед культурой Польши», Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области, Памятным знаком «Золотой Аполлон» за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству (1998), медалью имени А.С. Пушкина (1999), многими другими отечественными и зарубежными медалями. Ей присвоены звания Народной артистки Республики Кыргызстан, Народной артистки Республики Башкортостан (1994), Заслуженной артистки Удмуртии, титул «Маэстра ДельАрте» (Молдова). Она - обладательница титулов: «Человек года» (Русский биографический институт, 1993), «Человек столетия» (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993), «Богиня искусств» (1995), Лауреат всемирного приза искусств «Бриллиантовая лира» корпорации «Маришин Арт Менеджмент Интернэшнл». В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.
"Я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой. Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности.
Как только не называли прошедший ХХ век - и электронным, и космическим... Нострадамус в своих загадочных «Центуриях» предсказывал, что он будет «железным», «кровавым»... Каким бы он ни был, это - наш век, тот, в котором нам выпало жить, и другого времени для нас не было. Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставил после себя..."